
Почему не все пилоты могут катапультироваться в случае катастрофы
Катапультные кресла спасли жизнь не одному пилоту военной авиации. Возможность экстренно покинуть самолет, который терпит крушение, хоть и не гарантирует летчику стопроцентной выживаемости, все-таки дает довольно существенный шанс спастись. Тогда почему инженеры, которые строят гражданские воздушные суда, не оставляют их пилотам возможности не гибнуть вместе с пассажирами?
Несмотря на всю свою простоту, этот вопрос имеет куда больше аспектов, чем может показаться на первый взгляд. Сюда входит и вопрос подготовки пилотов, и этический момент, и кардинальные отличия в принципах, на которых базируется гражданская и военная авиация. Но обо всём по порядку.
Может ли пилот гражданского самолета катапультироваться
Не нужно хорошо разбираться в авиации, чтобы понять, что вероятность гибели военного летчика всегда в разы выше, чем пилота гражданской авиации, который управляет напичканным автоматикой Боингом или Аэробусом.
Для него каждый боевой вылет может стать последним просто в силу того, что истребители, бомбардировщики и штурмовики часто сбивают или с земли, или с воздуха, в зависимости от того, кто противостоит военному самолету. Ведь в первую очередь его задача – убивать. А значит, могут убить и его.

Обучить профессионала, который бы мог вести бой в условиях повышенных нагрузок, и сложно, и долго, и дорого. Абы кому поступить в летное училище не позволят, что сильно сужает кадровую базу для подготовки. Поэтому в интересах любой армии спасти летчика любой ценой.
Пилот гражданской авиации хоть и является ценным кадром, все-таки ценится гораздо меньше военного. Например, в США получить лицензию частного пилота можно всего за пару месяцев. Затем достаточно пройти медицинскую комиссию и переучиться на новый тип судна, что займет еще от полугода до года. В России правила поступления на службу пилотом несколько строже, но требований к новичкам все равно предъявляется не так много, как к военным летчикам.
К тому же, при катапультировании летчик испытывает высочайшие перегрузки, которые могут достигать 15-20G. Несмотря на то что такое воздействие длится всего 0,15-0,2 секунды, оно очень опасно в случае принятия неправильной позы, и гражданских пилотов таким вещам просто не учат.
Почему падают самолеты
Менее строгие требования, предъявляемые к пилотам авиалайнеров, не является признаком лояльности или отношения к ним как к людям второго сорта. Просто по замыслу конструкторов управлять пассажирским самолетом куда более безопасно, чем военным.
Вся гражданская авиация построена на обеспечении максимальной безопасности полетов, их пилотам не приходится выполнять никаких опасных маневров, а сами пассажирские самолеты если и сбивают, то довольно редко и, как правило, по ошибке.

Если изучить статистику, то станет ясно, что такой подход оправдан предельно низким количеством катастроф на гражданских рейсах. Так, в 2022 году на 32,2 миллиона полетов пришлось всего пять аварий, которые привели к человеческим жертвам. По этой причине оснащать пассажирские лайнеры катапультой просто нерационально: стоить это будет дорого, а пользы от их появления в кабине пилотов не будет никакой.
Кроме того, главной причиной всех авиакатастроф вот уже более 100 лет является не неисправность самолетов, а человеческий фактор. В большинстве происшествий, как ни странно, виноваты люди, и чаще всего те, которые управляют воздушным судном, хотя исключения, безусловно, тоже бывают.
10 крупнейших авиакатастроф по числу жертв с 1974 по 2023 годы:

Как видите, в большинстве катастроф пилотам просто не помогли бы катапультные кресла, даже если бы самолеты были ими оснащены. Единственная ситуация, где катапультирование могло бы спасти экипаж, – это столкновение ИЛ-76 и Boeing-747 в 1996 году в небе над Индией.
Как работает катапульта в самолете

Но мало просто оснастить воздушное судно катапультой. Необходимо обеспечить возможность ее правильного срабатывания, а конструктивные особенности гражданских самолетов этого не позволяют в принципе:
- Катапультирование предполагает срыв остекления кабины, а на гражданских самолетах для этого пришлось бы оторвать весь потолок салона.
- Катапультное кресло выбрасывается из самолета за доли секунды благодаря реактивному двигателю, работа которого может убить находящихся рядом людей (бортпроводников, второго пилота, штурмана и т.д.).
- Катапультирование происходит на больших высотах и требует оснащения кресла автономной кислородной маской, которую гражданские суда просто не имеют.
- Катапультное кресло – сложнейший механизм, который, тем не менее, подвержен всевозможным сбоям в работе. Из-за этого нельзя полностью исключить вероятность его случайного срабатывания, вследствие чего воздушное судно рискует остаться без управления.
Безопасно ли летать на самолете
Ну, и, конечно, большое значение имеет этический аспект. Задумайтесь на минуточку, как бы вы себя чувствовали, садясь в самолет, если бы знали, что пилот может в любой момент катапультироваться и оставить вас падать вместе с неуправляемой махиной в несколько сотен тонн?

Скорее всего, вы если не откажетесь от полетов навсегда, то не будете испытывать особенного желания летать. Многие люди и так довольно сильно переживают из-за перспективы погибнуть в авиакатастрофе, а катапультное кресло у пилотов почти наверняка спровоцировало бы настоящую пандемию аэрофобии.
В отсутствие же возможности у пилота спастись, покинув самолет в критической ситуации, становится своеобразным фактором круговой поруки, где пассажиры и летчики связаны друг с другом и все вместе преследуют цель приземлиться максимально безопасно.
А ведь если бы пилот знал, что почти наверняка выживет, случись в полете что-нибудь неладное, он бы с куда меньшим энтузиазмом пытался найти выход из критической ситуации. Так велик риск смалодушничать и просто покинуть самолет, фактически обрекая пассажиров на верную гибель.